Во что поиграть в Главном штабе
Уже после того, как ребёнок напрыгается по восхитительной лестнице в Атриуме, а родители нафотографируются на фоне гигантской двери и стильной современной отделки в духе европейских музеев, можно отправляться на экспозицию.
Здание Главного штаба — часть Эрмитажа. На первом этаже часто проходят громкие и даже скандальные выставки современного искусства, о которых вы наверняка узнаете, планируя визит, а наша шпаргалка посвящена постоянной экспозиции, которая раскинулась на 4-м этаже. Так что наверх, направо, в лифт! Поехали!
Немного истории
Здание Главного штаба было возведено по проекту архитектора Карла Росси в 1820-1830 гг. Это классически строгое здание, а ещё — огромное! Самый длинный фасад Европы занимает пространство от Невского проспекта до излучины реки Мойки. Конечно же вы заметили величественную арку, а на ней триумфальная колесница, запряженная шестеркой коней, статуи воинов, горельефы в виде летящих фигур гениев Славы и воинских доспехов. Композиция создана в честь триумфа России в Отечественной войне 1812 года.
Не пропустите её, а на что именно обратить внимание мы писали в шпаргалке «Как показать Дворцовую площадь ребёнку за полчаса»: https://kultkot.ru/kak-pokazat-rebyonku-dvortsovuyu-ploshhad-za-polchasa/
Восточное крыло здания, ныне принадлежащее Государственному Эрмитажу, предназначалось для Министерства иностранных дел и Министерства финансов. Сейчас в Главном штабе хранится коллекция произведений искусства рубежа XIX и XX веков — французская живопись, шедевры импрессионистов, которые вы точно знаете, но возможно, ещё не обсуждали с детьми. Считайте, что это знак!
Двор Главного штаба в процессе реконструкции. Узнаете это место? Да, атриум и первые залы — это бывший двор. Работа проделана колоссальная и длилась несколько лет.
Импрессио!
На третьем и четвертом этажах Главного штаба (запаситесь, пожалуйста, картой здания и заранее продумайте маршрут, основываясь на ваших предпочтениях и выбранных играх) представлены работы импрессионистов. Клод Моне, Эдгар Дега, Поль Сезанн, Поль Гоген — работы этих художников перевернули мир в середине XIX века, а новый стиль «импрессионизм» (impression по-французски — «впечатление») быстро распространился из Франции, захватив мир. Обсудите с ребенком, как он понимает это слово, «впечатление». На что похож его корень? Печать, отпечаток, впечататься — врезаться в память.
Вспомните яркие впечатления лета и обсудите, легко ли было бы их нарисовать, но не так, чтоб зритель видел все детали и персонажей, а чтоб он сразу почувствовал себя на месте художника. Подберите к каждой интересной картине ВСЕГО ОДНО слово, главную ассоциацию. Можно писать на бумажке а потом сравнивать — интересно, будут ли совпадения у членов семьи?)
Клод Моне «Дама в саду Сент-Андресс», 1867 год
Я смотрю на…
После импрессионизма появились… Ну логично, постимпрессионисты! Которые дали начало многим течениям, «-измам»: кубизм, фовизм, экспрессионизм, фовизм, футуризм и другие. На экспозиции 4 этажа вы встретите работы Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо, Анри Матисса. Потренируем внимание. Подойдите к стене с работами Пикассо «Музыкальные инструменты», «Скрипка и гитара», «Ваза с фруктами»… Участники по очереди говорят, какой предмет на картине они видят, остальные должны найти его глазами. С детьми лет 10-12 можно проделать такое упражнение с работами Василия Кандинского (также на 4 этаже) — это будет естественным усложнением игры. Что делать, если то, что видит игрок, больше не видно никому? Придется описать словами расположение, цвет и форму предмета, ведь трогать картины руками нельзя.
Пабло Пикассо «Гитара и скрипка», 1912 год
Я — кисточка? Я — кисточка!
Подвижные игры в музеях не разрешены, но без них сложно сделать поход долгим и насыщенным. Ребенок быстро устает (да и взрослый тоже), теряет концентрацию, да и феномен музейных ног никто не отменял. Игра «Я — кисточка» очень простая, веселая, снимает мышечное напряжение и позволяет параллельно глубоко осмыслить стиль письма художника. Можете устроить сеанс игры в одном зале или повторять упражнение у каждой группы работ.
Итак, суть игры: представьте, что вы превратились в кисточку, ваши ноги крепко зажаты пальцами художника (то есть стоят на полу и никуда не бегут), а вот верхняя часть должна двигаться так, чтобы на холсте оставался мазок, присущий именно этому художнику. Приглядитесь к точкам и линиям на картине, отбросьте стеснение и приступайте! Ловкие точечки, из которых складываются шедевры пуантилистов (зал Огюста Ренуара, 3 этаж) сделаны одной кистью, а яркие, немного грубые очертания фигур Поля Гогена и Анри Матисса — совсем другой. Изображая кисточки, не забывайте иногда наклоняться, чтобы нырнуть в краску или стакан воды.
Огюст Ренуар «Ребенок с кнутиком», 1885 год
Да я сам так нарисую!
Думаем, эту фразу вы наверняка слышали, а то и сами произносили. Действительно, некоторые работы художников рубежа XIX-XX веков кажутся примитивными, лишенными академической точности, прорисовки. Умел ли вообще художник рисовать? Умел, конечно. Но в те времена в работах ценилась скорее сама идея нового искусства, смелость, отречение от канонов. Авторам не было достаточно нарисовать, к примеру, цветок. Они хотели через него раскрыть суть явления «цветок». А что это за суть? Природа, сила, энергия, красота, недолговечность, хрупкость. Как бы вы нарисовали эти понятия на холсте? А если речь идёт о более сложных, философских или моральных вопросах? К тому же художники постепенно начинали реагировать на политические и общественные процессы, также выражая свои мнения в творчестве. То-то и оно. Когда стремишься передать мысль, тебе не так важна форма.
Ну и отлично, я тоже так могу! Попробуй! Садимся на скамеечки, которых здесь достаточно, достаем блокнот и рисуем, копируем, стилизуем, продолжаем картину… Попробуйте выбрать любой шедевр и дорисовать те части которых не видно.
Поль Гоген «Таитянские пасторали», 1898 год
Залезаем в картину
Выберите не слишком драматичное полотно. Сядьте на пол на таком расстоянии, чтобы всю картину было хорошо видно. Говорите о том, что вы вошли внутрь как о свершившемся факте, и задавайте вопросы: “Как тебе здесь, просторно или тесно? Воздух свежий? Чем пахнет? Какое настроение? Что происходит вокруг? Хочется уйти или остаться?». Обсудите, что можно принести с собой или наоборот забрать из этой работы на память. Но не делайте этого! Здорово думать, что мир внутри картин — это особенный континуум, где случайно примятая травинка или забытая шляпа может изменить всю историю. Ну, как в путешествиях во времени.
Как, зачем и почему?
Знать всего невозможно, но в следующей игре — притворимся, что иногда это так! Каждый из участников игры побудет в роли эксперта. Вставайте спиной к картине (конечно, вы же её уже изучили а годы работы, так что отворачивайтесь, отворачивайтесь), можно взять указку и очки — и отвечайте на все-все-все вопросы, которые придумает ваша группа. Взрослые и дети играют на равных, меняясь местами. Глупые вопросы можно? Нужно!
А выбрать картину для игры можно методом голосования или случайно — закрыли глаза, раскрутились, ткнули пальцем. Ага, вот этот куст! После веселой части игры можно подводить итоги — что вы путем совместных рассуждений таки смогли узнать о произведении.
Конечно, каждого ребенка может заинтересовать совершенно неожиданная работа, не препятствуйте его потоку вопросов, дайте столько времени на изучение полотна, сколько нужно. Как отвечать на каверзные детские вопросы по картине Анри Матисса «Танец», а заодно рассказать о нём всё самое главное — мы писали тут: https://kultkot.ru/detyam-ob-iskusstve-anri-matiss-tanets/ — читайте и вдохновляйтесь, а мы уже готовим новые серии «Детям об искусстве».
Сохраняйте шпаргалку и делитесь с друзьями. Но главное — пожалуйста, рассказывайте, если воспользовались нашими шпаргалками. Это главный мотиватор, чтобы их писать. Что было удобно, а что слишком сложно? Что добавить или сократить? Весело было? Что-то запомнилось? Мы вас очень любим и ждём обратной связи.
Всегда ваш,
Культурный кот