Как показать ребёнку Дворцовую площадь за полчаса - Детское бюро «Культурный кот» - Куда пойти с ребенком в Санкт-Петербурге
Связаться с нами в WhatsApp

Как показать ребёнку Дворцовую площадь за полчаса

Как показать ребёнку Дворцовую площадь за полчаса

Как показать ребёнку Дворцовую площадь за полчаса

«Вот она, малыш! Большая и красивая!» — шутим-шутим, вы наверняка хотите передать своему юному петербуржцу как можно больше знаний в самой приятной форме. Поэтому Культурный Кот подготовил для вас набор игр и упражнений, из которого вы сможете составить идеальную экскурсию для нужного возраста. Ловите!

Смотрим вверх

Обсудите ещё в самом начале прогулки, что смотреть только под ноги — скучно. Придумайте секретный сигнал, который может подавать и родитель, и ребенок, когда увидит что-то интересное наверху. Хлопнуть по плечу или в ладоши, неожиданно подпрыгнуть или спеть первые строчки гимна — уверены, вы сочините что-то внезапное и веселое, чтобы разбавлять прогулку. Не забудьте воспользоваться этим жестом под аркой Главного штаба, у Александрийской колонны, на подходе к атлантам и при встрече с вертолетами или особо крупными чайками. Держать в голове какое-то маленькое «спец-задание» фоном — очень полезно.

Арка Главного штаба впечатляет даже с такого ракурса. Обратите внимание ребенка!

Ходим на носочках

Большая часть Дворцовой площади покрыта брусчаткой, так что упражнение будет уместно почти в любой момент вашей прогулки. По секретному сигналу или просто на счет три переходите на носочки — не наступать на стыки между камнями, больше трёх не перепрыгивать — модифицировать правила можете как угодно. Упражнение поможет переключить внимание и сосредоточиться, если ребенок отвлекся. 

Считаем орлов

Александровская колонна построена в честь победы над Наполеоном. Архитектор — Огюст Монферран. Стиль — ампир. Принадлежит — Эрмитажу! Вы знаете, что каждый предмет в музее находится под строгим учетом, и да, эта громадина тоже не исключение. Александрийский столп (второе название памятника, придуманное Пушкиным) имеет свой инвентарный номер и принадлежит фонду «Арсенал». Хранитель фонда ежедневно проверяет, на месте ли его памятник, и выдыхает с облегчением. Стоит!

Но так ли хорошо дело обстоит с решеткой? Посмотрите, кто примостился на ней? Это гвардейские орлы, которые лейб-гвардейцы крепили на своих киверах. Посчитайте, сколько маленьких и больших орлов на решетке?

Помните, чем славен памятник Чижику-Пыжику? Да, его постоянно воруют! Увы, и орлы не избежали этой участи, в мастерских Эрмитажа регулярно делают копии взамен утраченных птичек. Первая охранная будка у решетки появилась сразу после монтажа решетки — в 1836-1837 гг.

Хранитель города

Фигуру ангела, венчающего Александровскую колонну, рассмотрите подробнее на фото. Скульптура создана Борисом Орловским, это один из первых памятников в честь победы в войне 1812 года над французами. Ангел крестом придавил змея — тем самым принеся мир и покой уставшим после войны землям. Красивый памятник, верно?

Обсудите с ребенком настроение ангела — как думаете, о чем он думает? Его лицо и поза — какие?

Верьте или нет, а после революции во власти ходили разговоры о том, чтобы заменить фигуру ангела. Например, статуей Ленина! Хорошо, что этого не случилось. Давайте пофантазируем, кто мог бы заменить ангела-хранителя нашего города. Нарисуйте свои идеи на маленьком листочке, найдите удачный ракурс и «примерьте» к вершине колонны. Сфотографируйте и присылайте нам — самые интересные работы мы опубликуем в группе! 

Цветные фильтры

Изменения не раз касались и Зимнего дворца, и самые заметные из них — перекраски. Посмотрите в нашей галерее, как выглядел дворец в разные исторические периоды и выберите с ребенком, какой самый красивый?

Зимний дворец. Окраска начиная от второй половины XVIII века Б.Ф. Растрелли и до настоящего времени

Предложите ребенку самому покрасить дворец, чтобы решить, как ему больше идет. Нет, не спешите доставать баллончик для граффити, можно сделать это иначе, не прослыв вандалом, если заранее приобрести — сюрприз! — цветные стеклышки-фильтры.

Если же душа требует больше творчества — вам в помощь раскраска. Распечатайте сколько угодно копий и творите. А пока — немного истории. Зачем вообще перекрашивать дворец, спросите вы? Конечно, можно было наслаждаться светло-желтым шедевром барокко, каким создал его Растрелли в 1762 году. Но это для нас с вами Зимний дворец — символ города, достопримечательность, неизменная культурная доминанта, а для его владельцев начиная со второй половины XVIII века это был просто… дом! Логично, что любое жилое пространство периодически ремонтируют и перекрашивают, в соответствии со вкусом хозяина. 

Так мы можем кое-что узнать об императорах: при Павле I цвет окраски дворца сохранили, только желтый цвет стал более интенсивным, зато ансамбль площади был очень гармоничным — с 1819 по 1829 год под руководством архитектора Росси как раз строился Главный штаб. После пожара во времена царствования Николая I дворец покрасили в цвет слоновой кости. Александр II приказал не выделять колонны и декор, и весь дворец был желтым, охровым. Выглядит очень необычно, правда? Александр III не согласился, и выделял колонные и элементы, правда коричневым цветом. С воцарением Николая II было приказано окрашивать и Зимний дворец, и здание Главного штаба в терракотовый, красно-кирпичный цвет. После революции дворец побывал коричневым, серым, оранжевым, изумрудно-голубоватым, с выделением колонн белым, а лепного декора желтым. Уже похоже на современный цвет. 

Ежегодно выдвигаются предложения вернуть главному музею Петербурга его первоначальный исторический цвет. Порассуждайте, стоит ли? Или мы уже привыкли и ничего менять не стоит?

Эту картинку можно просто взять из Сети. А хорошая готовая раскраска о достопримечательностях Петербурга есть в книжных магазинах города и в Лабиринте. Ищите: Анна Раппопорт «Санкт-Петербург. Раскраска-путеводитель»

Кис-кис-кис! Ой, простите, вы же на службе…

Первый проезд при выходе с площади на Миллионную улицу называется Черным. Здесь легко встретить котов — они гуляют между подвалами, где у каждого есть подстилка, еда, и конечно же свои обязанности, ведь все эрмитажные коты официально устроены в музей на работу! Сейчас по приказу директора котов в Эрмитаже не может быть больше 50, так что всех лишних пристраивают в хорошие руки, и даже дарят новым владельцам билет на бесплатное посещение выставочных залов на всю жизнь. 

Начиналась эта история с большой проблемы — полчища крыс угрожали разрушить Зимний дворец, прогрызая дыры в стенах и полах. Тогда Пётр I издал указ «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Сработала идея отлично! Крыс истребили, коты прижились и снова пригодились спустя 40 лет, когда Зимний дворец был перестроен и приспособлен под коллекцию живописи и других сокровищ Екатерины II. Она котов не любила, но бесценные полотна без них точно были бы съедены, поэтому императрица придала котам статус «охранников картинных галерей», разделила их на «надворных» и «комнатных», тем самым защитив свою коллекцию. Теперь мы можем ею любоваться, спасибо большое хвостатым стражам!

Придумайте, какую ещё работу могут выполнять котики в музее. Водить экскурсии? Полировать паркет, катаясь на брюшках? Позировать художникам, которые приходят по понедельникам — копировать и вдохновляться?
Называйте по очереди, кто последний — тот и выиграл!

Гладим пальчики

 Завершить прогулку предлагаем на Миллионной улице, где наше внимание сразу устремляется в ногам исполинов-атлантов, ноги сами несут нас к портику Нового Эрмитажа, а руки так и тянутся погладить им пальчики и загадать желание. Самые первые атланты были найдены в греческом храме Зевса на Сицилии, хотя известно, что в Древнем Египте также делали такие фигуры — совмещающие в себе функции украшения и поддержки части здания.

«Красота и благородный стиль этих скульптур, чистота и тонкость работы и блеск полировки не оставляют желать ничего лучшего и позволяют заявить, что если египетские фараоны выполняли свои монолитные колоссы, то эти теламоны для Крайнего Севера ничуть их не хуже» 

atlant_04

Лица достаточно суровы, но это и объяснимо — тяжело ведь! Представьте, в первом проекте автора портика — Лео фон Кленце — вместо атлантов должны были стоять кариатиды. Знаете, кто это? Женщина-атлант. 

Попробуйте повторить позу атлантов, положив на плечи что-то, что есть под рукой. Рюкзак? Книгу? А пройтись так сможете? Придумайте, кто мог бы работать атлантом в разных подъездах, домах, зданиях. К примеру, в школе, в больнице, у вас дома. Продолжить игры-перечисления можно так: один игрок называет место, а второй — предлагает героя на место атланта. Только чур, смешного и обоснованного! Отличного вам дня!

Сохраните статью, чтобы не потерять — впереди ещё много солнечных дней для прогулок по городу, и наши материалы помогут сделать их действительно интересными. 

С любовью, Культурный Кот

Hor1799Spb