Детям об искусстве: Поль Гоген «Таитянские пасторали» - Детское бюро «Культурный кот» - Куда пойти с ребенком в Санкт-Петербурге

Детям об искусстве: Поль Гоген «Таитянские пасторали»

Детям об искусстве: Поль Гоген «Таитянские пасторали»

Поль Гоген «Таитянские пасторали» — смотрим вместе с ребёнком и отвечаем на его каверзные вопросы. Шпаргалка от Культурного Кота

О сюжете

Что такое пасторали?

Очень просто, от слова пастух. Жизнь, быт пастуха или пастушки, изображенную на картине или даже переданную через музыку, называют этим словом. Это подсказка нам о сюжете, но не единственная. Собака — постоянный спутник пастуха, она охраняет стада, а одна из женщин держит у губ свирель — извечный атрибут людей этой профессии.

Что делают эти женщины?

Видно, что не просто отдыхают — напряженное выражение лица девушки, которая смотрит на нас, говорит нам о том, что картина не про негу и беззаботность. У неё в руках корзина с бельем, она поднимается по берегу, возможно, только что постирав бельё. Сидящая девушка играет для стада или исполняет какой-то ритуал… Мы не знаем точно, ведь художник не оставлял объяснений к своим картинам.

Какие-то непонятные предметы здесь…

Да, мы видим сосуд с двумя ручками, украшенный не простым орнаментом, а явно имеющим какой-то сюжет, по крайней мере одного персонажа. В таком не слишком развитом обществе, которое изображено здесь, он скорее всего служил для ритуала, жертвоприношения, а не просто для еды или хранения. На девушках белая одежда, что символизировало траур (в те времена, когда Гоген работал и жил на Таити и рисовал эти работы). Ещё один элемент — крупная белая лилия. Художник хотел выделить её, поскольку прорисован цветок по сравнению с остальной картиной достаточно тщательно.

201705Поль Гоген. 1848-1903 гг. Таитянские пасторали, Франция, 1892 г.

Об особенностях изображения

Почему кажется, что рисовал ребенок? Мало деталей, вообще-то не особо красиво…

Стараться рисовать реалистично Гогену было не просто не нужно, а даже вредно — так он не передал бы настроения, которого хотел. Все картины, которые художник писал на островах Полинезии посвящены чистой, первобытной природе. Её невинным, искренним людям, примитивным взглядам и верованиям, ритуалам и просто властью природы над человеком. Передать эти ощущения чистоты и некоторой «детскости» их цивилизации было важнее, чем доказать, что он умеет рисовать.

Какие яркие цвета

Действительно, краски очень разнообразные и притягивают взгляд мгновенно. Мы даже не сразу понимаем, что дело происходит на фоне водоема — блики заходящего солнца ложатся крупными цветными пятнами, дробятся островками и создают совершенно фантастическую картину. Таким Гоген увидел и запомнил мир экзотического острова. Поскольку он стремился передать свои чувства, а не реальность, он выбирал цвета, созвучные с музыкой, которую слышал во время своих пленэров, и яркими сладкими запахами цветов и плодов, наполнявшими таитянский воздух.

Поль Гоген, Женщина, держащая плод

О самой работе и художнике

Он жил там и рисовал, что видел?

Да! Поль Гоген до семи лет жил в Перу и успел очень сильно полюбить экзотику, яркие национальные костюмы, солнце, удивительные обычаи, красочные обряды. Дальше он живет в Европе, учится живописи, много странствует, проводит несколько лет в море, и уже в очень взрослом возрасте решает, что больше всего его тянет туда — к экзотике. Он переезжает в Океанию, женится на прекрасной молодой местной девушке, очень много работает, пишет более 80 картин. Можно сказать, что конец его жизни был действительно ярким и счастливым.

И все его работы такие?

Серия работ с островов — не единственная, созданная в примитивном стиле. Всего за жизнь художник создал несколько сотен работ. Их отличает фирменный почерк, посмотри несколько, и ты научишься их узнавать. В конце XIX века, когда французские художники искали новые формы выражения через живопись, каждый мастер имел возможность попробовать новое и выбрать свою нишу. Работы Гогена можно относить в символизму, постимпрессионизму, модернизму и примитивизму.

Почему эти картины в музее?

Они очень сильно повлияли на развитие всего европейского искусства. Ведь художники, как и все мы — не живут в вакууме, они видят работы великих классиков и пытаются подражать, цитировать, но что-то менять, наоборот специально резко отходить от канонов. Сейчас мы с вами легко можем представить, как современные художники легко выставляют в музеях странные картины, со смыслом которых без специальной книжки не разберешься, могут притащить холодильник или чучело животного… Главное — обосновать. А в те времена мыслить за рамками реалистичных изображений и парадных портретов высокопоставленных особ было смелостью и встречалось публикой с разной степенью энтузиазма (иногда с негодованием). Поэтому мы должны ценить эти работы не только за их эстетическую привлекательность, но и за то, что они значат в истории искусства. А это — поиски свободы для творчества. Здорово, что им удалось, правда? =)

v_maske2_gogen

Сохраните нашу шпаргалку и рассказывайте об искусстве с удовольствием. Отличного музейного путешествия!

Ещё в серии «Детям об искусстве»:

Анри Матисс «Танец»: https://kultkot.ru/detyam-ob-iskusstve-anri-matiss-tanets/

Диего Веласкес «Завтрак»: https://kultkot.ru/detyam-ob-iskusstve-diego-velaskes-zavtrak/

Франс Снейдерс «Лавки»: https://vk.com/@kultkot-detyam-ob-iskusstve-frans-sneiders-lavki