Детям об искусстве: Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре» - Детское бюро «Культурный кот» - Куда пойти с ребенком в Санкт-Петербурге
Связаться с нами в WhatsApp

Детям об искусстве: Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Детям об искусстве: Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Архип Иванович Куинджи и его легендарная «Лунная ночь на Днепре» — смотрим вместе с ребёнком и отвечаем на его каверзные вопросы. Шпаргалка от Культурного Кота

 
А. И. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880. Холст, масло. Место хранения: Русский музей

О сюжете

И что тут вообще смотреть?

Когда дети (и многие взрослые) узнают, какая именно картина Куинджи самая знаменитая — они удивляются. Работа не слишком большая, сюжет нельзя назвать оригинальным. Но её легендарность заставляют нас задуматься и попробовать разобраться. Ведь если все очень сильно хвалят какой-то фильм о супергероях, мы идем хотя бы из любопытства? Такой же резонанс возник в 1880 году, когда Архип Куинджи, работая над полотном, всего на 2 часа в день открывал двери своей мастерской для тех, кто хотел бы с ним познакомиться. А после окончания так вообще открыл выставку одной картины!

«Я как бы замер на месте. Я видел перед собой изображение широкой реки; полный месяц освещает её на далёкое расстояние, вёрст на тридцать. Я испытывал такое ощущение, выходя на возвышенный холм, откуда видна величественная река, освещённая луной. Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует» — так описывал встречу с шедевром первый владелец картины, великий князь Константин Константинович.

На картине нет героев, почему?

Мы уже говорили, рассуждая о пейзажах, что часто главным героем может стать сама природа, и справляется с этой ролью она отлично! Зачем нужны картины? Рассказывать истории, вызывать чувства, заставлять задуматься, дарить удовольствие. Такие персонажи как море, роща или вид с пригорка на хутор справятся с этими задачами прекрасно. 

Об особенностях изображения

Картина почти черная. Её писали с натуры?

Точно, черная! Как и ночь на Днепре. Но внимание зрителя сразу приковывается к лунному свету и предметам, которые он заливает. Вид был знаком художнику — Архип Куинджи родился под Мариуполем, и с самого раннего детства увлекался живописью, рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах и обрывках бумаги. Он пас гусей, но уже мечтал о великой карьере живописца. Он пешком добрался до дома своего кумира — Ивана Айвазовского, но тот направил его красить заборы и лишь потом практиковаться. Несмотря на все трудности, Архип Куинджи выучился в Академии художеств, и свои лучшие творения писал в Петербурге. Основал целое общество учеников и нажил крупное состояние. Так что пленэр для «Ночи» ему был не нужен. Художник часто не выходил из квартиры месяцами, затворничество не вредило его плодовитости.

Краска специальная, светящаяся?

А вот этот вопрос на первой выставке задавали все! «Интересно хорошенько рассмотреть в лупу: из каких красок составлен этот свет; кажется, и красок таких-то нет. Просто дьявольщина какая-то» — говорил один из посетителей. Были версии, что картина написана на стекле, а за ним хитроумно припрятан фонарь или другой источник света. На самом деле лампа в комнате была всего одна, направленная прямо на полотно. Говорили, что светлые участки дополнительно отражали свет лампы и получался настоящий блеск.

Со временем все работы блекнут, это связано со свойствами лака, отношениями красок друг с другом. Поэтому скорее всего мы с вами сейчас видим не такую яркую луну, как современники художника. 

О самой работе и художнике

И что, людям она нравилась?

Чтобы увидеть полотно, люди выстраивались в очередь, многие посещали выставку не по одному разу. Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «…непрерывная масса карет запружала всю улицу; длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска, и с улицы, в обе стороны тротуара; терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха». Сейчас тоже бывают такие очереди, но редко — к новинкам. Скорее спросом пользуются работы признанных мастеров прошлого. Как думаешь, это справедливо? Вдруг и мы пропустим какую-то новенькую жемчужину?

 
Императорское общество поощрения художеств, 1912 год (там проходила выставка одной картины Куинджи в 1880 году). Здание роскошное, верно?

Сколько стоит такая картина?

Первая сделка между Куинджи и великими князем Константином совершилась за минуту! На вопрос о цене автор назвал баснословную сумму — пять тысяч рублей (тогда это были огромные деньги). И сразу получил согласие! 

 
Портрет Архипа Куинджи работы В. Васнецова

Сейчас «Лунную ночь», как и остальные картины, хранящиеся в Музейном фонде (то есть живущие в государственных музеях России) оценить невозможно — они не могут быть проданы. Они принадлежат всему народу, всем нам, составляют культурное наследие страны и мира. Здорово, что мы можем вот так запросто навестить их в музее, правда? Приходите на экскурсию в мастерскую А.И. Куинджи 20 июля или 17 августа, мы всё подготовили! Ждем ребят 7-13 лет: https://kultkot.ru/event/ekskursiya-v-muzej-kvartiru-a-i-kuindzhi/

Спасибо, что пользуетесь шпаргалками Культурного Кота и делитесь ими с друзьями! Сохраняйте и эту заметку в закладки, чтоб не потерять!

Hor1799Spb