Как научить ребенка читать пейзажи - Детское бюро «Культурный кот» - Куда пойти с ребенком в Санкт-Петербурге
Связаться с нами в WhatsApp

Как научить ребенка читать пейзажи

Как научить ребенка читать пейзажи

Как научить ребенка читать пейзажи

И зачем? И как научиться самим? Картины без людей и их трактовка для многих оказываются непростой задачей в деле приобщения ребенка к прекрасному. Культурный кот приготовил несколько хитростей, благодаря которым вы сможете лучше понимать, что же хотел сказать художник.

gsxxyBIADMg
«Радуга», Алексей Саврасов, 1875 год, Русский музей

На каждой картине есть герой — найдите его

Просто в пейзажах этот герой — сама природа. Художнику тоже непросто выразить свои мысли и эмоции, так что и мы постараемся, правда? Главная задача в музее — не полюбоваться красивым видом, а найти причину, по которой автор изобразил именно это. Взгляните на этикетку. Разве там написан ответ? Значит можете смело высказывать самые неожиданные трактовки. Ради чего художник затеял эту работу? Да ещё (частенько!) такую огромную! Какая деталь нравится вам больше всего? По очереди называйте с ребенком такие «самые главные» детали, мысленно помещайте их в центр, смещайте фокус, и наблюдайте, как меняется настроение пейзажа.

Не всё, что мы видим — правда

Представляя художника на пленэре мы видим в своей голове человека, раз за разом в одно и то же время приходящего в ту самую точку, с которой открывается отличный вид, и пишущего свою работу. Конечно, так бывает, но далеко не всегда. Многие пейзажи приукрашены, идеализированы, а многие… попросту выдуманы! Но если художник придумал природный вид, разве мог он обойтись в нём без скрытых символов? Конечно, он пытается что-то до нас донести. Разберемся, как расшифровать его послание.

Охотимся на символы

Итак, мы выяснили, что пейзаж бывает искусственным, идеализированным. Попробуйте найти на картинах то, что туда добавили специально — не кажется ли какой-то предмет лишним или наоборот чересчур уместным? Игра художника со зрителем может крыться где угодно, даже в расположении деревьев, а уж цветы, радуга, развалины, здания в отдалении (например, купола храмов), черепа, животные имеют совершенно конкретные значения.

Итальянская живопись эпохи Возрождения иногда использовала пейзаж, чтобы создать аллегорию, был известен жанр «морализованного» пейзажа (paysage moralise). Например, на одной половине картины ясное небо, на другой — темное облако, а на их фоне изображены соответственно добродетели и пороки, или вещи, которые автор хотел отнести к добру и злу, светлому и темному миру.

landscape-with-diogenes.jpg!Large«Пейзаж с Диогеном», Николя Пуссен, 1647 год

Сочиняем названия

Пейзажи вместо сюжетов используют мотивы, и на первый взгляд на них ничего не происходит, так какие же оригинальные названия могут быть? Чаще всего названия передают состояния природы: «Утро», «Полдень», «Вечер», иногда добавляются намеки, подсказки от автора, указывающие на детали. Придумайте свои названия к понравившимся картинам: из одного слова, из трёх и из двух предложений. Родители и дети сочиняют по отдельности, а потом сравнивают. Упражнение сложное, но очень действенное!

Каждому времени — свои пейзажи

Природа вечна, но исторические периоды и мода меняются, поэтому мы можем замечать в пейзажной живописи те же принципы, что и в остальном искусстве. Художник всегда смотрит на мир в рамках эпохи, в которой живет. Рассказать о религии, населить мир пейзажа героями мифов, передать историю и мораль — это один подход. Когда-то место каждого деревца на картине должно было быть строго определено и размечено, но ближе к XX веку пейзажи стали передавать течения времени, становясь романтическими, импрессионистскими и даже модернистскими. Сравните пейзажи в разных залах одного большого музея, заметит ли ребенок отличия в прорисовке, технике, сюжетах? Запомните несколько картин и дома подберите музыку к каждой.

50938«Тополя на берегах Эпте», Клод Моне, 1891 год, частная коллекция. Есть несколько версий этой картины, в разную погоду. Настроение, которое удается передать художнику, тоже совсем разное. Импрессионизм — течение, посвященное этому умению, запечатлеть мгновение, пока оно проносится мимо. Поизучайте такие работы в петербургском Главном штабе.

Примерьте на себя настроение

Каждая творческая работа — отражение внутреннего состояния творца. Попробуем «влезть в его шкуру», внимательно посмотреть на картину и проанализировать, чего захотелось? Как изменилось настроение? Весело или грустно, ностальгия, скука, а может быть желание немедленно залезть в картину? Запишите свои ощущения у каждой картины и потом сравните. Тонкие оттенки чувств сформулировать непросто, но если практиковать это упражнение регулярно, всё получится.

Ну что, больше не будете проходить мимо пейзажей? Сохраняйте нашу шпаргалку, чтобы на следующую встречу с прекрасным явиться во всеоружии.

Всегда ваш, Культурный кот

Hor1799Spb