Детям об искусстве: Борис Кустодиев «Масленица» - Детское бюро «Культурный кот» - Куда пойти с ребенком в Санкт-Петербурге

Детям об искусстве: Борис Кустодиев «Масленица»

Детям об искусстве: Борис Кустодиев «Масленица»

Cмотрим картину вместе с ребёнком и отвечаем на его каверзные вопросы. Шпаргалка от Культурного Кота

О сюжете

Что такое «Масленица»?

Ты наверняка помнишь этот праздник, когда мы печем блины! Ну, бабушка точно печет. Кроме обильных угощений люди привыкли отмечать его шумными гуляниями, ярмарками, зимними забавами и сжиганием чучела Масленицы. Конечно, в прошлые века это делалось с большим размахом, но и сейчас праздник помнят. Повод очень радостный — проводы долгой холодной зимы, переход природы к весне, это будто бы граница между временами года. Для каждого дня масляничной недели придуманы замечательные добрые традиции, в основном связанные с посещением и приемом гостей. У тех же, кто относит себя к православной вере, после Масленицы начинается самый серьезный в году пост — Великий, длящийся до самой Пасхи.

Чем заняты герои?

Давай искать здесь все зимние забавы, которые мы успели себе устроить за эту зиму! Катание с горки — раз, ярмарка — два, поездки на санях и площадной театр уже не так популярны. Справа под деревом сидит веселая группа людей с гармонью, наверное, поют частушки. Праздник языческий, но тесно связан с православной религией, поэтому церкви на картине так же важны, как и шатры балаганов, яркие декорации площадного театра.

масленица игры фрагмент

Всё так и было или художник придумал сюжет?

Нет, эта картина — плод воображения художника. Он собрал все атрибуты праздника, традиции и антураж, придумал необычный пейзаж, и поселил героев в мир, который одновременно кажется нам и очень знакомым и совершенно сказочным. Тебе не кажется, что ты когда-то стоял на этой горке и видел похожие церкви? Кустодиев вдохновлялся лубками и лаковыми шкатулками — самыми яркими формами русского народного творчества. К тому же, художник родился на Масленицу и очень любил блины! 

Об особенностях изображения

Мне кажется, или около картины слышны звуки?

Совершенно точно, стоя около этого полотна просто невозможно слышать тишину. Воображение сразу подсказывает нам живые звуки играющих детей, звон колоколов и колокольчиков на конской упряжи, музыку и смех, доносящиеся с площади у театрального шатра, галдеж птичьей стаи, уже чувствующей весну у самого носа, скрип полозьев, смех девушек и песни гармониста… Только так, энергичными движениями и задором, можно расколдовать природу от зимы!

Почему цвета не настоящие?

Ты здорово заметил, снег-то фиолетовый! Если мы посмотрим вблизи. А теперь давай отойдем, закроем глаза, отгоним образ картины и взглянем на неё заново — что видишь? Белоснежные сугробы и снежные шапки на ветвях деревьев! Такой оптический обман возникает очень часто, художники знают, что если белоснежные просторы писать белым, они не будут такими выглядеть. Яркие одежды, сбруя, сани, стены церквей переданы вполне реалистично, а вот небо задает нам новую загадку — разве оно может быть такого цвета? Вспомни самый красочный северный закат, который видел, и часть красок покажутся тебе уместными. Но мастер слегка приукрасил действительность, чтобы сделать картину более сказочной, и форма облаков невольно напоминает нам иллюстрации к книгам и спектаклям (их, кстати, Борис Кустодиев тоже создавал, как и театральные костюмы и реквизит).

Вообще эту картину можно смело отнести к стилю «реализм» и бытовому жанру живописи — сложные слова, или смысл понятен? Бытовой, настоящий, тот, что мы можем видеть кругом в реальной жизни — Борис Кустодиев создал много работ, именно фиксирующих реальность, в том числе портреты. Художник учился в Европе, но писать русскую деревню вернулся в Россию, в Костромскую область. Как считаешь, интереснее работать с натуры или сочинять сюжеты полностью самостоятельно?

1280px-Boris_Kustodiev_-_Shrovetide_-_Google_Art_Project

О самой работе и художнике

Почему на картине трещины?

Картина написана в 1916 году, то есть ей уже больше ста лет. Музеи стараются сохранять работы как можно лучше, поддерживают идеальную температуру в залах (всегда немного прохладно здесь, верно?), своевременно призывают реставраторов, если нужно почистить или укрепить слои. Но кракелюры — забавное слово, именно так называются эти трещинки — возникают очень часто, это краски под слоем лака двигаются и взаимодействуют. Чем старше работа, тем больше вероятность их появления, ведь раньше грунт, краски и лак делались из природных материалов, пигментов, свойства которых без достижений современной химии хорошо изучить не удавалось, и предсказать, не будут ли они «конфликтовать» было невозможно. Между слоями грунта, красок и лака также есть воздух, так что картина «живет» и «дышит». 

масленица кракелюры

С другим шедевром Бориса Кустодиева связана очень интересная история: она задумал картину «Русская Венера», а холста свободного не было. Тогда он взял свою же уже готовую работу «На террасе» и создал картину на обратной стороне! Что же было делать исследователям и реставраторам? Уже несколько десятилетий спустя специалисты смогли перенести одну из картин на другой холст, и теперь мы можем любоваться обеими работами. 

А чем художник занят сейчас?

Борис Михайлович Кустодиев умер в 1927 году, причем последние годы он боролся с ужасной болезнью, из-за которой мог работать лишь по 2-3 часа в день, и многие картины писал лёжа. В музеях хранятся как работы мастеров, уже ушедших из жизни, так и современных художников, но они распределены по разным залам и даже зданиям, а встречаются только на специальных выставках. Например, когда живущий сейчас мастер вдохновлялся шедеврами прошлого и показать их рядом — интересно и важно. Здорово, что все эти люди продолжают жить в своих шедеврах, правда?

зал кустодиева грм

По соседству с «Масленицей» вы встретите не менее интересные работы Кустодиева — «Портрет Федора Ивановича Шаляпина» (1921 год) и «Купчиху за чаем» (1918 год). Обсудите, что у них общего?

Сохраните нашу шпаргалку и рассказывайте об искусстве с удовольствием. Отличного музейного путешествия!

Hor1799Spb