Работа по маршрутным листам в музеях — один из самых популярных вариантов организации программы для ребенка, особенно если она не праздничная, не слишком игровая, но разнообразить формат экскурсии хочется. Можно ли родителю его использовать? Конечно! А если у родителя есть доступ к цветному принтеру, он становится настоящим волшебником. Сейчас Культурный Кот научит вас всем секретикам!
Зачем нужен лист?
Работа с маршрутным листом задействует сразу несколько уровней восприятия, поскольку может включать и задания на размышление и логику, и описания игр, и место для записи, и картинки, и даже музыку! Как так? Зашифруйте ссылку на плейлист или название композиции, и предложите ребенку отыскать картину или предмет с таким же настроением или сюжетом. Готовьтесь к неожиданным ответам!
Как с ним работать?
Вариант 1.
Маршрутный лист может служить своеобразным детским путеводителем по экспозиции, его проще сделать и им проще пользоваться. Если вы хотите устроить для своего ребенка нескучное знакомство с целым музеем, это ваш вариант. Возьмите «взрослый» план экспозиции, выберите те предметы, на которых хотите заострить внимание, проложите удобный маршрут и придумайте задания для объектов и разминки на переходах.
Вариант 2.
Тематический квест с сюжетом — самый эффективный способ донести до ребенка информацию в музее. Не волнуйтесь, пока он будет увлечен игрой и разгадыванием даже самых абсурдных загадок, его мозг будет усваивать полезные знания в фоновом режиме. Выбравшие этот вариант должны быть готовы к тщательному отбору предметов — возможно, вам придется пожертвовать чем-то значительным, «обязательным к посещению», но к делу не относящимся. Не волнуйтесь, если ваша затея удастся, ребенок ещё не раз с удовольствием пойдет в музей и обязательно доберется до шедевра. Какие сюжеты могут быть в основе? Расследование пропажи или чего посерьезнее, сбор улик, охота на преступника, сбор информации для передачи в штаб (игры в разведчиков любят все дети), а если это космический или штаб виртуальной реальности, откуда ваш ребенок прислан на Землю, то успех обеспечен вдвойне. Опять же, подумайте, что он любит, найдите это в музее, придумайте привлекательную цель и 5-10 испытаний. Профит!
Варианты заданий
Наполнение листа должно служить двум целям: быть кратким конспектом прогулки и помочь усвоить информацию. Итак, ловите список идей для начинки:
— приветствие (лучше всего, персонифицированное, чтоб ребенок сразу понял, что речь о нем и задания только для него)
— рассказать о предмете, герое или здании от первого лица
— найти что-то в зале, посчитать элементы или предметы
— пройти лабиринт, где несколько тупиков и лишь один выход верный
— расшифровать ребус (генератор ребусов уже изобретен, вводите слово и делаете скриншот результата, вставляете в лист: http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator)
— дорисовать часть картины, альтернативный вариант её продолжения, заменить элемент или героя, графически предположить как бы она выглядела, если бы события происходили в наши дни, заменить предметы современными
— угадать настроение: что, если бы художник был неудержимо счастлив/обеспокоен/взбудоражен грядущей встречей во время создания работы — что бы изменилось?
— найти все предметы на какую-то букву, найти все предметы одного цвета или года создания
— соединить кусок картины с именем художника (для подростков можно усложнять до места рождения или стиля, в котором он творил, всё равно они не смогут удержаться от использования смартфона в ходе игры)
— угадать загаданную вами картину или скульптуру по сюжету или наоборот составить рассказ по картине; описать работу одним словом
— нарисовать комикс, один из этапов сюжета которого — картина или скульптура (6 или 9 клеточек пустые, в одной вклеено изображение, а действие которое привело к ней или из неё вытекает может быть совершенно абсурдным)
— догадаться, что означает устаревшее слово и придумать современный аналог, обнаружив предмет (актуально для краеведческих и исторических музеев)
— заполнить географическую карту отметками о регионах, предметы из которых вы встретили
— подобрать музыку к произведению