Музейный маршрутный лист своими руками - Детское бюро «Культурный кот» - Куда пойти с ребенком в Санкт-Петербурге

Музейный маршрутный лист своими руками

Музейный маршрутный лист своими руками

Работа по маршрутным листам в музеях — один из самых популярных вариантов организации программы для ребенка, особенно если она не праздничная, не слишком игровая, но разнообразить формат экскурсии хочется. Можно ли родителю его использовать? Конечно! А если у родителя есть доступ к цветному принтеру, он становится настоящим волшебником. Сейчас Культурный Кот научит вас всем секретикам!

Зачем нужен лист?

Работа с маршрутным листом задействует сразу несколько уровней восприятия, поскольку может включать и задания на размышление и логику, и описания игр, и место для записи, и картинки, и даже музыку! Как так? Зашифруйте ссылку на плейлист или название композиции, и предложите ребенку отыскать картину или предмет с таким же настроением или сюжетом. Готовьтесь к неожиданным ответам!

 
Фестиваль «Детские дни в Петербурге» уже больше десяти лет строит свою работу именно в формате маршрутных листов по музейным экспозициям. У тысяч юных петербуржцев собраны такие буклеты на память. Если вы в их числе, можете смело заглянуть в этот архив за вдохновением и даже адаптировать под свою задумку пару особо интересных заданий.

Как с ним работать?

Вариант 1.

Маршрутный лист может служить своеобразным детским путеводителем по экспозиции, его проще сделать и им проще пользоваться. Если вы хотите устроить для своего ребенка нескучное знакомство с целым музеем, это ваш вариант. Возьмите «взрослый» план экспозиции, выберите те предметы, на которых хотите заострить внимание, проложите удобный маршрут и придумайте задания для объектов и разминки на переходах.

Вариант 2.

Тематический квест с сюжетом — самый эффективный способ донести до ребенка информацию в музее. Не волнуйтесь, пока он будет увлечен игрой и разгадыванием даже самых абсурдных загадок, его мозг будет усваивать полезные знания в фоновом режиме. Выбравшие этот вариант должны быть готовы к тщательному отбору предметов — возможно, вам придется пожертвовать чем-то значительным, «обязательным к посещению», но к делу не относящимся. Не волнуйтесь, если ваша затея удастся, ребенок ещё не раз с удовольствием пойдет в музей и обязательно доберется до шедевра. Какие сюжеты могут быть в основе? Расследование пропажи или чего посерьезнее, сбор улик, охота на преступника, сбор информации для передачи в штаб (игры в разведчиков любят все дети), а если это космический или штаб виртуальной реальности, откуда ваш ребенок прислан на Землю, то успех обеспечен вдвойне. Опять же, подумайте, что он любит, найдите это в музее, придумайте привлекательную цель и 5-10 испытаний. Профит!

 
Главный штаб, работа с маршрутными листами, сопровождающими занятие «Летающего абонемента» от Культурного кота и БТК

Варианты заданий

Наполнение листа должно служить двум целям: быть кратким конспектом прогулки и помочь усвоить информацию. Итак, ловите список идей для начинки:

— приветствие (лучше всего, персонифицированное, чтоб ребенок сразу понял, что речь о нем и задания только для него)

— рассказать о предмете, герое или здании от первого лица

— найти что-то в зале, посчитать элементы или предметы

— пройти лабиринт, где несколько тупиков и лишь один выход верный

— расшифровать ребус (генератор ребусов уже изобретен, вводите слово и делаете скриншот результата, вставляете в лист: http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator)

— дорисовать часть картины, альтернативный вариант её продолжения, заменить элемент или героя, графически предположить как бы она выглядела, если бы события происходили в наши дни, заменить предметы современными

— угадать настроение: что, если бы художник был неудержимо счастлив/обеспокоен/взбудоражен грядущей встречей во время создания работы — что бы изменилось?

— найти все предметы на какую-то букву, найти все предметы одного цвета или года создания

— соединить кусок картины с именем художника (для подростков можно усложнять до места рождения или стиля, в котором он творил, всё равно они не смогут удержаться от использования смартфона в ходе игры)

— угадать загаданную вами картину или скульптуру по сюжету или наоборот составить рассказ по картине; описать работу одним словом

— нарисовать комикс, один из этапов сюжета которого — картина или скульптура (6 или 9 клеточек пустые, в одной вклеено изображение, а действие которое привело к ней или из неё вытекает может быть совершенно абсурдным)

— догадаться, что означает устаревшее слово и придумать современный аналог, обнаружив предмет (актуально для краеведческих и исторических музеев)

— заполнить географическую карту отметками о регионах, предметы из которых вы встретили

— подобрать музыку к произведению

 

Оформление

Ну, тут всё просто: пишете ТЗ, нанимаете иллюстратора, разрабатываете макет, принимаете работу, вносите правки, паникуете, утверждаете, бежите в типографию, заказываете тираж… Шутим. В оформлении вашего маршрутного листа должно читаться только одно: вы получали удовольствие, когда его делали, и думали о том, чтобы ваш ребенок (конкретно он! не дети 6-9 лет в целом) получил удовольствие при прохождении квеста. Всё! Но чтобы советы стали более применимы в жизни, используйте вот эти хитрости:

— сразу укажите имя ребенка на обложке (в музее их нужно вписывать, поэтому ты сразу понимаешь, что не уникален), можно даже использовать какое-то секретное домашнее прозвище, которое ребенку нравится

— дети любят персонажей: героев сказок, мультиков, да это может быть вообще любимая игрушка. Подумайте, кто мог бы рассказать или прокомментировать что-то в музее, и добавьте его как активного участника. Например, он может в самом начале рассказать правила игры и сразу появиться у родителя из рюкзака, а может внезапно возникнуть в середине маршрута и вашего буклета как фантастический сюрприз!

— форма листа может быть важна. Так, но форма листа — прямоугольник. Не обязательно!) Если ваш квест про Египет, делайте свиток, если хотите сделать маршрут всего по одному залу, но очень насыщенному, вырезайте огромный круг, который положите в центре и будете постоянно к нему возвращаться. Кто хорошо владеет оригами или помнит со времен школы бумажные гадалки с вопросами и ответами — никто вам не запретит сделать такую же, но про картины, героев, авторов или цвета. Никто не запретит, а мы ещё и похвалим! Дополнительные задания, ребусы, кусочки пазлов — можно хранить в небольших конвертиках и выдавать по очереди. 

 
Очень важно! Захватите с собой в музей плотную подложку (специальный планшет или просто картонку), чтобы ребенку было удобно записывать. Напоминание иметь с собой ручку и карандаши, полагаем, всё таки уже излишне.

Засекайте время. Дошкольникам советуем закладывать на путешествие 45 минут, школьникам уже час, подростки могут выдержать и полтора часа, но могут и не прийти вовсе. всегда ориентируйтесь на уровень подготовки ребенка и не гонитесь за количеством памятников, главное — качество погружения и удовольствие от процесса! 

Как поймать вдохновение?

Вам самим должно очень нравиться место, с которым вы знакомите ребенка, иначе он не загорится. Не ходите куда-то потому, что так принято. Следуйте зову сердца!

Выберите повод — шуточный или вполне реальный праздник, какую-то приятную дату для вас с ребенком. Так повысится мотивация, и не будет хотеться постоянно отложить организацию до следующего месяца. 

Для темы своей игры выберите одну простую, но интересную мысль, которую хотите оставить в голове юного посетителя — это важнее набора фактов, которые быстро улетучатся. Например: «Произведения искусства можно делать почти из чего угодно», «Мы не всегда понимаем, что происходит на картине, но если не бояться рассуждать, можно всё расследовать», «Наш город не мог бы существовать без…», «В этом году история разделилась на до и после, и вот почему».

И конечно же, не расстраиваться, если всё пошло не по плану. Вы же с ребенком в музее! Вы уже восхитительны.

Сохраняйте статью и делитесь с друзьями! До новых встреч!

 

Hor1799Spb