Во что поиграть в Русском музее
Во все глаза
По дороге в музей обратите внимание на погоду и попробуйте найти на экспозиции картину с точно такой же. Кто быстрее справится и не забудет о задании в ходе всей прогулки? Тот молодец!
Ныряем в картину
С порога заявите ребёнку, что умеете перемещаться внутрь картины и обратно (помнится, такая история случалась с Мэри Поппинс, так что сомневаться в реальности этого дара просто нет причин). Хорошо, вы возьмёте его с собой, если он действительно готов. Не боится? Ну ладно. Выбирайте шедевры в более менее реалистичной манере, чтобы было понятно, что и с кем происходит.
Уютно сядьте перед картиной на пол и осмотрите её. Пройти внутрь могут только самые внимательные! Настройтесь замечать детали и задавайте следующие вопросы:
Как мы войдем? (через дверь, поднимемся в воздух, нырнём в подводный мир или мы уже на лужайке и никаких преград нет?)
Чем пахнет? (арбузом, мятой, солью, свободой?)
Что мы слышим? (колокольный звон, шум воды, шелест листьев?)
Как здесь? (тепло, холодно, приятно, страшно?)
Хочется говорить или молчать?
Хочется остаться или уйти?
Прогуляйтесь по деталям, погладьте кошку, обратите внимание ребёнка на что-то, что он мог не заметить. Можно ненадолго закрывать глаза, чтобы лучше разобраться со звуками и запахами. Давайте ребёнку высказать все впечатления, даже самые абсурдные — помните, что правильных ответов в этой игре быть не может). Не забудьте выйти из картины, вежливо попрощавшись с героями.
Для пущей убедительности перед входом в картину подготовьтесь: собираетесь в «Корабельную рощу» Шишкина — наденьте панамки, полюбоваться «Девятым валом» Айвазовского — дождевики. По крайней мере, появление и надевание подобного атрибута прямо в музейном зале будет выглядеть очень смешно, и сюрприз запомнится надолго!
Расскажем вместе
На этикетках о картинах пишут минимум информации, но нашей игре это пойдет на пользу. Игроки по очереди произносят фразы, связанные с картиной, но так, чтобы получался рассказ, то есть каждое предложение было связано с предыдущим. Используйте глаголы, упоминайте незаметных действующих лиц, описывайте детали. Выигрывает тот, кто скажет последнюю фразу — рассказ сложился, картина описана, ни добавить, ни прибавить!
Попробуйте на картине Виктора Васнецова «Витязь на распутье» или другой, которая интересна ребёнку, но помните — чем абстрактнее работа, тем сложнее игра. Начинать лучше с сюжетных полотен.
Как определить победителя? Заканчивайте, когда вам правда нечего добавить, или если чувствуете, что ребёнок устал. Похвалите его и двигайтесь дальше, чтобы не растерять азарт.
Собери их все!
Для тех, кому нравится искать и догадываться, Культурный Кот сделал специальную головоломку. Найдите все зашифрованные произведения и пришлите их названия в сообщения Коту (https://vk.com/im?sel=302887605). Каждый кусочек состоит из номера зала и первых букв фамилии автора и названия. Например, «Девятый вал» Айвазовского был бы зашифрован так: 14АДВ
Каждый, кто справится и пришлет полный список по одному из филиалов, получит небольшой сувенир. Ну что, попробуете?
Михайловский дворец:
14АВ, 14БПДП, 14АВГБ, 12БППП, 15ИЯХН, 10ШЕЗ, 13ВЖ, 18ЯЛД
Флигель Росси:
44БДУ, 42БКВС, 40ЛЗОС, 46БМАСС, 47ГД
Корпус Бенуа:
68НСР, 66ВБ, 69СПКОО, 71КМ, 76МГК, 78ФФВ
«Как это сделано?»
Если ребенку не очень интересны исторические факты, можно познакомиться с коллекцией музея через материалы и инструменты, которые использовал автор при создании работы. Читайте этикетки и отмечайте незнакомые слова, запишите их в столбик, а дома проверьте, как это выглядит и чем наносится.
Собрание Русского музея включает древние иконы, которые могут помочь вам в разговоре о материалах. Рассмотрите иконы и пусть ребёнок угадает, какие материалы использовались — писали иконы на деревянных досках при помощи темперы (краска на основе яичного желтка). Сделайте её дома и порисуйте, инструкцию мы как-то публиковали: https://vk.com/wall-20894983_8617
Рассматривать большие иконы детям очень увлекательно, ведь по способу передачи информации они напоминают… комиксы! В древности люди не умели читать, а знать жития святых и истории свершения чудес, лежащих в основе христианской традиции, знать было нужно всем. Поэтому события рисовались поочередно, так одна икона рассказывала всю историю. Попробуйте найти главных героев и определить, о чем идет речь, пользуясь лишь изображениями, без подсказок.
Искусство выходит на улицу
По дороге домой поиграйте в свободных городских художников и найдите как можно больше поверхностей, материалов и предметов, которые могут стать основой произведения искусства. Если любите соревноваться, составьте отдельные списки и посчитайте, кто больше нашел, и обязательно придумайте названия новым техникам.
Понравилась наша инструкция? Сохраните и расскажите друзьям! Вместе сделаем музеи более доступными для детей.